Монокль в две
экспозиции.
Если вы любитель монокля и хотите
поэкспериментировать с вашей камерой, есть очень
простой и в то же время необычный способ:
получить эффект монокля на изображении в две
экспозиции, используя┘Вот об этом и пойдет речь
далее. |
|
Поклонники монокля знают, что можно получить
изображение, похожее на монокль, тем или иным
способом. Для этого используют самодельные
фильтры из раздела ⌠Сделай Сам■ ( целлофан,
колготки, запотевшая передняя линза объектива) и
разнообразные фильтры типа Fog , Soft, Duto и другие, специальные
объективы VarySoft и Defocus со способностью определять с
позазительной точностью степень мягкости
изображения √ идеальные решения зеркальных
камер .
Для них эффект монокля может быть достигнут
путем двойной экспозиции: с приоритетом
диафрагмы осуществляются два экспонирования на
один кадр. При первой экспозиции изображение в
фокусе, на второй √ не в фокусе. Совмещение двух
изображений дает в финале очень приятный эффект.
Но такой способ имеет только один дефект:
невозможность видеть конечный результат в
видоискателе фотоаппарата и, следовательно,
оценить и проконтролировать его в процессе
съемки.
Идея мне понравилась и я решил попробовать
применить ее на практике без приобретения всяких
фильтров. Конечно, невозможно таким способом
снимать движущиеся объекты, но это точно можно
использовать с зеркалками, которые имеют
возможность множественной экспозиции.
Я
взял зеркальную камеру, штатив и пару объективов
и решил проверить, работает ли моя идея или нет.
Результат не заставил себя долго ждать: самое
сложное √ это определить правильное уменьшение
экспозиции для каждого экспонирования ( чтобы
окончательное изображение не было
передержанным) и степень нерезкости второго
экспонирования. Выбор сюжета тут тоже важен:
фотографируя, к примеру, здание, просто получаешь
некрасивое нечеткое изображение. Для такой
съемки в основном подходит природа, но каждый
вправе экспериментировать. Первые результаты
оказываются приятными, но не оправдывают
трудоемкости всего процесса: можно достичь почти того же
эффекта с отличным фильтром Softar фирмы Zeiss . |
Творческое вмешательство должно тут
главенствовать. Я хотел создать волшебную
атмосферу, непохожую на работу перечисленных
выше фильтров. Я начал менять время каждого
экспонирования √ не просто разделяя на две
равные части полную выдержку для получения
выдержки для каждого экспонирования - и смотреть,
что получится в итоге. Так , я передержал первый
кадр √ получилось гораздо интереснее; добавил ко
второй экспозиции цветной фильтр, потом фильтр Pastel (каталоги
производителей полны нужных и ненужных фильтров:
есть что выбрать). Не поверите, но самые лучшие
результаты (фотографии, которые я опубликовал в
этой статье) были достигнуты с применением так
сказать домашнего фильтра: полосатой крышки для
коробочки из-под фильтра. Эта крышечка, которая и
без того создает атмосферу монокля благодаря
своей не до конца прозрачной поверхности, еще
деформирует изображение, делая его как бы
прыгающим в одном направлении, создавая своего
рода волновой эффект. Прозрачность крышечки была
настолько посредственна, что почти не было
надобности добавлять еще и нерезкость
изображения путем расфокусировки: результат мне
понравился и без этого. |
|
Итак:
1. Зеркалка на штативе с поставленным
Приоритетом диафрагмы.
2. Первая экспозиция: изображение в фокусе и без
фильтров, с удвоением эффективной
чувствительности пленки (к примеру, от 100 до 200 ISO) для того, чтобы
получить недодержку в одну ступень.
3. Вторая экспозиция: изображение не в фокусе и с
фильтром (с крышечкой), чувствительность пленки
чуть меньше номинальной, (к примеру, от 160 до 100 ISO)
чтобы получить небольшую передержку.
При такой посделовательности действий
наиболее освещенные нерезкие участки увеличатся
в размерах и будут переплетены с темными
участками изображения: только так будут видны
лучше всего четкие детали.
В качестве пленки я использовал иногда
негативные пленки, предназначенные для
мультиэкспонирования, иногда просто слайд
чувствительностью 100 ISO, контрастность которого
была в некоторых случаях только на руку. |
|
|
di Rino Giardiello, "Fotografia Reflex", Agosto
2000. |
назад |
|
|