Монокль в две экспозиции.

Если вы любитель монокля и хотите поэкспериментировать с вашей камерой, есть очень простой и в то же время необычный способ: получить эффект монокля на изображении в две экспозиции, используя┘Вот об этом и пойдет речь далее.

pic1.jpg (89575 bytes)

                Поклонники монокля знают, что можно получить изображение, похожее на монокль, тем или иным способом. Для этого используют самодельные фильтры из раздела ⌠Сделай Сам■ ( целлофан, колготки, запотевшая передняя линза объектива) и разнообразные фильтры типа Fog, Soft, Duto и другие, специальные объективы VarySoft и Defocus со способностью определять с позазительной точностью степень мягкости изображения √ идеальные решения зеркальных камер .

                Для них эффект монокля может быть достигнут путем двойной экспозиции: с приоритетом диафрагмы осуществляются два экспонирования на один кадр. При первой экспозиции изображение в фокусе, на второй √ не в фокусе. Совмещение двух изображений дает в финале очень приятный эффект. Но такой способ имеет только один дефект: невозможность видеть конечный результат в видоискателе фотоаппарата и, следовательно, оценить и проконтролировать его в процессе съемки.

                Идея мне понравилась и я решил попробовать применить ее на практике без приобретения всяких фильтров. Конечно, невозможно таким способом снимать движущиеся объекты, но это точно можно использовать с зеркалками, которые имеют возможность множественной экспозиции.

               Я взял зеркальную камеру, штатив и пару объективов и решил проверить, работает ли моя идея или нет. Результат не заставил себя долго ждать: самое сложное √ это определить правильное уменьшение экспозиции для каждого экспонирования ( чтобы окончательное изображение не было передержанным) и степень нерезкости второго экспонирования. Выбор сюжета тут тоже важен: фотографируя, к примеру, здание, просто получаешь некрасивое нечеткое изображение. Для такой съемки в основном подходит природа, но каждый вправе экспериментировать. Первые результаты оказываются приятными, но не оправдывают трудоемкости всего процесса: можно достичь почти того же эффекта с отличным фильтром Softar фирмы Zeiss .

pic2.jpg (29231 bytes) pic3.jpg (13688 bytes)

Здесь Вы можете увидеть один из многих ⌠фильтров■, которые я использовал в своих экспериментах. Этот проявил себя замечательно √ эта крышка от старой коробки из-под фильтра.

pic4.jpg (31255 bytes)

                 Творческое вмешательство должно тут главенствовать. Я хотел создать волшебную атмосферу, непохожую на работу перечисленных выше фильтров. Я начал менять время каждого экспонирования √ не просто разделяя на две равные части полную выдержку для получения выдержки для каждого экспонирования - и смотреть, что получится в итоге. Так , я передержал первый кадр √ получилось гораздо интереснее; добавил ко второй экспозиции цветной фильтр, потом фильтр Pastel (каталоги производителей полны нужных и ненужных фильтров: есть что выбрать). Не поверите, но самые лучшие результаты (фотографии, которые я опубликовал в этой статье) были достигнуты с применением так сказать домашнего фильтра: полосатой крышки для коробочки из-под фильтра. Эта крышечка, которая и без того создает атмосферу монокля благодаря своей не до конца прозрачной поверхности, еще деформирует изображение, делая его как бы прыгающим в одном направлении, создавая своего рода волновой эффект. Прозрачность крышечки была настолько посредственна, что почти не было надобности добавлять еще и нерезкость изображения путем расфокусировки: результат мне понравился и без этого.

pic5.jpg (30165 bytes) pic7.jpg (67977 bytes)
pic6.jpg (29209 bytes)

             Слева два изображения, благодаря мультиэкспозиции, дали жизнь изображению Fantasy , которое вы видите выше. Будьте внимательны: чтобы два изображения смогли быть совмещены для получения правильного конечного результата, они должны быть проэкспонированы так, как это описано в статье. В данном случае, я их экспонировал нормально, чтобы показать их Вам как отдельный кадр.

 

 

Итак:

1. Зеркалка на штативе с поставленным Приоритетом диафрагмы.

2. Первая экспозиция: изображение в фокусе и без фильтров, с удвоением эффективной чувствительности пленки (к примеру, от 100 до 200 ISO) для того, чтобы получить недодержку в одну ступень.

3. Вторая экспозиция: изображение не в фокусе и с фильтром (с крышечкой), чувствительность пленки чуть меньше номинальной, (к примеру, от 160 до 100 ISO) чтобы получить небольшую передержку.

При такой посделовательности действий наиболее освещенные нерезкие участки увеличатся в размерах и будут переплетены с темными участками изображения: только так будут видны лучше всего четкие детали.

В качестве пленки я использовал иногда негативные пленки, предназначенные для мультиэкспонирования, иногда просто слайд чувствительностью 100 ISO, контрастность которого была в некоторых случаях только на руку.

pic8.jpg (70102 bytes)
 

di Rino Giardiello, "Fotografia Reflex", Agosto 2000.

назад